Урок №7
ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
И РОЛЬ ОТЦА
Если отталкиваться от возрастной периодизации развития ребенка начиная с внутриутробного периода, можно заметить основные этапы, сенситивные (чувствительные) к определенного рода влиянию со стороны родителей.

Основываясь на бодинамическом подходе, можно выделить несколько этапов формирования структур характера, отвечающих за базовые психологические функции.
ВНУТРИУТРОБНЫЙ ПЕРИОД
На этом этапе происходит формирование структуры существования: ощущение «я есть», телесная идентичность, базовое доверие миру, ощущение безопасности.
В широком смысле формируется контакт — с собой, другими, миром.
Здесь главная роль, безусловно, принадлежит маме.
Роль отца и ближайшего поддерживающего окружения является опосредованной и выражается в помощи и создании комфортных условий для мамы и ребенка.
ПЕРВЫЙ год жизни
С момента рождения и примерно до восьмимесячного возраста у ребенка формируется структура потребностей: возможность получать в отношениях то, что необходимо, различать свои потребности и заявлять о них, следовать своим ритмам и адаптироваться.

Формируется эмоциональная привязанность, ребенок учится откликаться на контакт и проявлять свои нужды.

Все эти способности формируются в контакте с мамой, однако папино присутствие не менее важно, поскольку папа является ближайшим после мамы человеком из круга привязанностей младенца
ОТ 8 МЕСЯЦЕВ ДО 2,5 ЛЕТ
В это период происходит формирование структуры автономии — любопытства, способности ощущать свои импульсы и устремления, различать «мое» и «не мое», чувства и действия, факты и интерпретации.

Просить и получать помощь, способность к сопротивлению влиянию других людей, осознание правил и границ.

В этот период папа начинает проявляться как осознаваемый значимый объект, отдельный от мамы и совершенно на нее не похожий, что имеет колоссальное значение для развития и последующей психологической сепарации ребенка.
ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ
В этом возрасте у ребенка происходит формирование структуры воли — осознание себя, собственной силы, умение с ней обходиться, выдерживать нагрузки, в том числе собственные сильные чувства.

Развивается способность к целенаправленному действию, формируются временная перспектива, система убеждений и ценностей.
Определяется идентичность («я»).
Вырабатывается понимание выбора и его последствий. Ребенок буквально рождается психологически, и именно в этот период наиболее актуальной становится тема сепарации.

Роль папы возрастает, поскольку именно папа является проводником во внешний мир, тогда как мама больше отвечает за создание внутренней питательной и безопасной среды для развития и созревания.

Папа поддерживает исследовательский интерес ребенка и устанавливает границы дозволенного, он позволяет малышу пробовать на прочность себя и мир.
ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ
На этом этапе происходит формирование структуры любви и сексуальности — полоролевой идентичности, ощущения и проявления чувства любви и эротических переживаний и умение их различать, проявлять и контролировать (ребенок сначала направляет их на родителей, потом на других взрослых, потом на сверстников).

Развивается умение различать реальность и фантазии, романтический и деловой взгляд на действительность, манипулировать другими для достижения своих целей.

Человек как бы рождается для социума, выходя из семейного круга в круг сверстников.

Папа в этот период не только равен, но даже превосходит по значимости маму, так как именно он отвечает за темы взаимодействия с внешним миром, а значит, и с социумом. Кроме того, папа является образцом мужчины и мужского как для мальчиков, так и для девочек, и очень влияет на их переживание своего и противоположного пола
Задание:
Напишите, как вы поняли, в чем отличие функций мамы и папы?