Международный женский клуб
Noovator woman
Другой вид интеллекта
На взгляд случайного наблюдателя, четырехлетняя Юля могла показаться стеснительным ребенком, державшимся особняком среди более общительных сверстников.
Она пугливо сторонилась шумной возни и беготни и обычно стояла у края игровой площадки. Тем не менее девочка проявила острую наблюдательность в отношении правил, царивших в ее детсадовской классной комнате, и оказалась, возможно, самой проницательной из своих товарищей, блестяще разобравшись в бурном море их чувств.
Ее сообразительность не замечали до тех пор, пока однажды учительница не собрала вокруг себя четырехлетних малышей, чтобы поиграть «в школу», что, по сути, было тестом на социальную восприимчивость.

Все, что нужно для игры, уже приготовили: кукольный домик — точная копия комнаты в детском саду, куда ходила Юля, и фигурки на липучках с прикрепленными к головкам маленькими фотографиями учеников и преподавателей.

Сначала учительница попросила Юлю расставить ребят по тем частям комнаты, где им нравилось играть больше всего, — в уголке художественного творчества, в уголке с игрушками и т. д.

Юля очень точно выполнила задание. Когда же ее попросили поставить девочек и мальчиков рядом с детьми, с которыми они играли охотнее, чем с другими, оказалось, что Юля превосходно умеет составлять из учеников своего класса пары лучших друзей.

Точность, с какой Юля справилась с порученной ей задачей, доказывает, что у нее сложился полный социальный портрет группы.

Это показало исключительно высокий для маленькой девочки уровень восприимчивости.

Такой талант может помочь Юле в дальнейшей жизни добиться настоящего успеха в любой из тех областей, где ценится дар разбираться в людях: от торговли и управления людьми до дипломатии.

Блестящие социальные способности Юли разглядели, да еще так рано, благодаря тому, что она ходила в старшую группу детского сада на территории МГУ, где в то время осуществлялся проект «Спектрум» — учебный план целенаправленного развития разных видов мышления.

При создании проекта разработчики исходили из предпосылки, что спектр — того узкого диапазона навыков и умений обращаться со словами и числами, на котором традиционно сосредоточено внимание любой школы.

Признавалось также, что особые способности человека, как, например, социальная восприимчивость Юли, относятся к тем талантам, которые система образования обязана совершенствовать, но отнюдь не игнорировать или даже подавлять.

Поощряя детей развивать полный диапазон способностей, необходимых для успеха или самореализации в выбранном ими деле, наши образовательные заведения превратятся в настоящие школы жизни.

Идеологом проекта «Спектрум» стал психолог факультета педагогики МГУ.

«Пришло время, — заметил он как- то в разговоре со мной, — расширить наши понятия о спектре способностей. Единственное и самое важное, что система образования может сделать для развития ребенка, — направить его в ту область, где его способности принесут ему наибольшую пользу, где он сумеет стать авторитетным специалистом и получит удовлетворение от работы. Мы же совсем упустили это из виду, убеждая каждого, что преуспеть в жизни — значит максимально подходить на роль профессора университета.

И при оценке каждого непременно прикидываем, соответствует он данному узкому критерию успеха или нет. Нам следовало бы тратить меньше времени на распределение детей по категориям и больше на то, чтобы помочь им распознать их природные способности и дарования, а затем развить их насколько возможно.

Существуют сотни способов преуспеть в жизни и много разных талантов, которые в этом помогут» .

Понимая ограниченность прежних представлений об умственных способностях, профессор подчеркивает: начало славной эпохи тестов для определения IQ пришлось на время Первой мировой войны.

Тогда два миллиона мужчин прошли первый массовый тест на IQ, разработанный психологом Стэнфордского университета Льюисом Терманом.

За этим последовали десятилетия, названные Гарднером периодом «мышления категорией IQ»: якобы «люди бывают либо сообразительными, либо нет, они такими рождаются, с этим почти ничего нельзя поделать, и тесты покажут, принадлежите вы к сообразительным или нет.

Тест академических способностей, проводимый при поступлении в университет, основан на том же представлении о единственном типе интеллекта, который определяет ваше будущее.

Такой образ мышления распространяется в обществе».

Книга Говарда Гарднера «Структура разума. Теория множественного интеллекта» стала настоящим манифестом, доказывающим несостоятельность оценки интеллекта с помощью IQ.

Автор поделился выводом о том, что решающее значение для достижения успеха в жизни имеет не какой- то единый интеллект, а скорее широкий спектр умственных способностей с семью ключевыми разновидностями.

Список включает два стандартных академических вида (вербальную и логикоматематическую сообразительность), а за ними следует способность пространственного мышления (наблюдаемая, например, у выдающегося художника или архитектора);

кинестетическая одаренность (проявляющаяся в плавной подвижности тела и грации Марты Грэм или Мэджика Джонсона) и музыкальный талант Моцарта или Гарднер признает , что деление на семь категорий весьма условно.

Исследователь вместе с коллегами расширил список с семи до двадцати разновидностей.

Например, способность к межличностному общению подразделил и на четыре разные способности: лидерство, способность развивать взаимоотношения и сохранять друзей, способность разрешать конфликты и умение проводить социальный анализ, в котором отличилась четырехлетняя Юля из Москвы.

Столь многогранный взгляд на интеллект дает более полное представление о способностях и потенциале ребенка к достижению успеха, чем стандартный IQ.

Когда школьников, участвовавших в проекте «Спектрум», оценили сначала по шкале интеллекта Стэнфорд — Бине (некогда она считалась золотым стандартом во всех тестах для определения IQ), а потом по комбинации нескольких критериев, специально составленной для определения гарднеровского спектра умственных способностей, никакой существенной зависимости между оценками детей по двум тестам обнаружить не удалось .

Для пяти детей с самым высоким IQ (от 125 до 133) были построены графики личностных характеристик по десяти измеренным в ходе теста «Спектрум» критериям способностей, существенно различавшихся между собой.

К примеру, из пяти «самых смышленых» (как следовало из тестов на IQ) ребят один — согласно тесту «Спектрум» — был силен в трех областях, трое проявили способности в двух, а еще один ребенок имел единственный талант.

Да и сами критерии способностей обнаружили значительный разброс: четыре показателя талантов ребят пришлись на музыку, два — на изобразительное искусство, один — на понимание особенностей социума, один на логику и два на способности к языкознанию.

Ни один из пятерых детей с высоким IQ не был силен в пластике (в смысле совокупности телодвижений), математике или механике, причем пластика и обращение с числами оказались очевидно слабыми сторонами двух из пяти.

По завершении тестов Гарднер пришел к выводу, что «шкала интеллекта Стэнфорд — Бине не позволяет прогнозировать успех во всех видах деятельности или соответствующем подмножестве видов деятельности, предусмотренных программой теста "Спектрум"».

Но зато оценки, полученные при прохождении теста, послужат родителям и учителям четким критерием в отношении сфер деятельности, к которым эти дети, возможно, проявят спонтанный интерес и где они смогут, развивая свои склонности, достигнуть настоящего мастерства.

Гарднер продолжил развивать свою теорию множественного интеллекта.

Примерно через десять лет после ее первой публикации ученый дал краткое определение личностных умственных способностей: «Межличностный интеллект есть способность понимать других людей: что ими движет, как они работают, как с ними сотрудничать. Преуспевающие коммерсанты, политики, преподаватели, практикующие врачи- консультанты и религиозные лидеры, как правило, бывают индивидуумами с высоким уровнем межличностного интеллекта.

Личностный интеллект <…> есть коррелятивная способность, обращенная внутрь; способность создавать точную, соответствующую действительности модель самого себя и пользоваться этой моделью, чтобы реализоваться в жизни».

Позднее Гарднер заметил, что в основе межличностного интеллекта лежит «способность уловить и надлежащим образом отреагировать на настроения, темперамент, побуждения и поступки других людей».

В понятие личностного интеллекта, которое можно назвать ключом к самопознанию, он включил «доступ к собственным чувствам, а также способность проводить между ними различие и полагаться на них, чтобы управлять поведением»
Задание:
Напишите как вы поняли, как влияет эмоциональный интеллект на судьбу?Почему важнее е-кью, чем а-кью?