Сценарий
Героическая женщина
СУТЬ СЦЕНАРИЯ

Героиня сказки совершает опасное путешествие или серию подвигов, чтобы выручить братца или суженого.

Примеры сказок: «Дикие лебеди», «Снежная королева», «Финист — ясный сокол».
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЦЕНАРИЯ
Недоступный или эмоционально отстраненный отец
В семейной системе будущей «героической женщины» сценарий отсутствующего отца проявляется в том, что папа присутствует лишь номинально.

Его отсутствие может оправдываться работой (капитан дальнего плавания, трудоголик), измененным состоянием сознания (алкоголик, наркоман, игроман) или выключенностью из реальности (талантливый ученый, психически больной, погруженный в эзотерическое учение или в депрессию).
Не так важно, в какой форме выражено его отсутствие, ключевым фактором является то, что он продолжительное время находится вне контакта с дочерью, эмоционально недоступен для нее.
При этом у них хороший контакт, душевная близость с отцом.
Проблема в том, что этот контакт дискретный, крайне редкий.
Даже когда папа присутствует рядом, не всегда понятно, то ли есть он, то ли нет.
Поэтому девочке приходится прилагать много усилий, чтобы завладеть вниманием отца, добиться желаемого внимания.

Возникает впечатление, что контакт целиком зависит только от нее. Перед девочкой возникает непростая задача в краткие моменты присутствия догнать, поймать, добиться отношений со значимым человеком, его включенности.

Папа хорошо относится к дочке, поэтому у нее формируется ощущение собственной ценности. Однако из-за столь редких моментов контакта и больших усилий, которые ей приходится прилагать для ожидания и достижения этих моментов, девочка порой сомневается в своей ценности, воспринимает ее как прямой результат своих усилий и способности добиваться отношений.

Часто родители эксплуатируют эту способность, делая дочь посредником между собой. Благодаря хорошему отношению и участию отца в воспитании девочка имеет представление о границах.

Однако из-за того, что папа часто пропадает, у нее возникает ощущение ненадежности внешних границ семейной системы, а в дальнейшем — ненадежности границ и привязанности в паре, и эта ненадежность партнера воспринимается как норма — «на мужчин нельзя положиться».

Кроме того, она привыкает к такому способу взаимодействия, при котором она вынуждена вторгаться, нарушать в какой-то степени личные границы отца, чтобы получить его внимание, быть замеченной им.
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ СЦЕНАРИЙ?
Стратегия добиваться отношений ценой героических усилий переносится во взрослую жизнь.

Женщина может раз за разом выбирать в той или иной степени недоступного партнера — женатого, контрзависимого (избегающего эмоциональной близости), такого, который ее не выбирает, и т. д.

Другой вариант — «героическая женщина» находит мужчин в ситуации жизненного кризиса (алкоголики, наркоманы, безработные) и воспроизводит сценарий своих отношений с отцом с упором на то, чтобы спасать партнера.

При этом она бессознательно препятствует его спасению, инвалидизируя партнера, приписывая ему гораздо ббльшую беспомощность, чем есть на самом деле.

Отношения строятся по принципу треугольника Карпмана (жертва — преследователь — спаситель).

Если мужчина нормализуется, их отношения часто прекращаются, и женщина находит другого, еще более проблемного, чтобы была возможность спасать уже его.

«Героиням» очень сложно отказаться от своей иллюзии всемогущества, особенно в том, что касается их способности повлиять на другого человека, иначе придется встретиться с болью и разочарованием.

Отношения, в которых не надо добиваться взаимности или решать проблемы беспомощного, слабого, зависимого партнера, кажутся им пресными, а хорошие, беспроблемные, действительно любящие мужчины — обычными, «никакими», лишенными брутальности, страсти, изюминки.

Более того, «героическая женщина» будет искать проблемы и у достаточно здорового партнера, в хороших отношениях, чем будет их несказанно осложнять.

В этом случае либо у партнера появятся проблемы (например, мужчина «вдруг» начинает пить, теряет работу, заболевает, перестает участвовать в воспитании детей и т. д.), либо «проблемными» будут объявлены дети — в любом случае «героической женщине» найдется кого спасать.

Выход из сценария возможен в том случае, если «героическая женщина» откажется от спасательства, предоставит близким решать их проблемы самостоятельно и сосредоточится на том хорошем, что есть в ее жизни, однако для этого надо отказаться от иллюзии контроля над жизнью других, а это очень трудно сделать без внешней обратной связи и поддержки.

Иногда тяжелая болезнь, ставящая «героическую женщину» перед выбором жизни или смерти, способна развернуть ее лицом к реальности, чтобы наконец начать жить свою жизнь и спасти прежде всего саму себя.