Эту мысль подхватили его ученики, но по-настоящему она была исследована и обрела вид самостоятельного раздела психоанализа после того, как к ней обратился Виктор Толкачев
Его крайне заинтересовали наблюдения Фрейда, и этот интерес стал делом всей его жизни.
Толкачев начал исследовать взаимосвязь тела и характера и с помощью своего учителя Владимира Ганзена сформулировал и описал новый метод — системно-векторный психоанализ.
Суть системно-векторного психоанализа в том, что в зависимости от чувствительности слизистых — еще можно сказать эрогенных зон — проявляются наши инстинкты, таланты и бессознательные черты характера.
Наше сознание живет в теле и всю информацию извне воспринимает через рецепторы.
Мы слышим ушами, видим глазами, чувствуем кожей.
Расположены эти рецепторы на довольно чувствительных зонах тела — слизистых, которые находятся на стыке тела и внешнего мира.
Чувствительность тех или иных зон дана нам с рождения, и у всех она разная.
Вы наверняка знаете людей, которые чувствуют цвета и гармонию пространства по-особому, а может быть, острее воспринимают запахи или звуки.
Так вот, стимулирование этих чувствительных зон может быть очень приятным.
Буквально: механическое раздражение чувствительной слизистой рождает в вашем теле ощущения, близкие к оргастическим.
Видели когда-нибудь человека, который сходит с ума от вкусной еды?
А может быть, в вашем окружении есть те, кого хлебом не корми, дай потягать железо в зале?
Или послушать любимую музыку?
Страсть к тому или иному виду деятельности рождается как раз потому, что эти телесные ощущения доставляют наслаждение, которое хочется получать снова и снова.
И человек на бессознательном уровне стремится вновь пережить эту радость.
Если я попрошу вас перечислить то, чем вы любите заниматься, вы сделаете это без особого труда.
А вот если я спрошу вас, почему вы любите именно это, вы задумаетесь.
И ответ у всех будет примерно одинаковым: «Мне просто нравится», «Я могу заниматься этим бесконечно», «Это же чистый кайф», «Я чувствую прилив сил от этого» и т.п.
Теперь вы знаете секрет — вы задействуете чувствительные участки вашего тела, занимаясь тем, что вам нравится, и испытываете очень близкие к оргазму вещи.
Кроме того, эти же чувствительные зоны определяют и нашу реакцию на стресс или на любые изменения среды.
В ситуации сильного перенапряжения один замолчит, другому надо будет выговориться, третий заплачет, четвертый просто ударит обидчика или разобьет тарелку об пол.
Эти механизмы напрямую связаны с глубинными инстинктами выживания — мы реагируем на среду именно теми частями тела, которые и воспринимают ее лучше всего.
Человек устроен так, что один бы он точно не выжил — человеческий детеныш очень хрупкое и долго развивающееся существо.
Ему необходимо время, чтобы окрепнуть, научиться пользоваться своим телом, получить жизненный опыт.
Так что логично предположить, что эволюционный процесс мы проходили как племя или стая.
А для того чтобы племя выживало, каждый в нем должен был выполнять определенную функцию.
Ведь все не могут быть вождями или поварами, кто тогда будет охотиться, охранять лагерь, поддерживать огонь?
В примитивном обществе у каждого была своя четкая роль.
Люди еще до появления речи чувствовали и понимали свое место в мире — телом.
Они шли за тем самым наслаждением от той или иной деятельности. Подобный порядок до сих пор можно наблюдать в некоторых сообществах животного мира.
Например, муравьи живут колониями с четкой организационной структурой: есть матка, есть строители, няньки, кто-то хранит запасы жидкой пищи, кто-то — чистит помещения.
И их тела различаются — они уже рождаются готовыми выполнять ту или иную функцию.
Человеческий мир более сложен.
Ежедневно мы играем десятки ролей: мы и дети, и родители, и руководители, и подчиненные, и клиенты, и люди, оказывающие услуги.
У каждого есть физиологические особенности — повышенная чувствительность определенных зон.
Они и позволяют буквально прочувствовать телом свое предназначение.
Толкачев предположил, что именно так и распределялись роли в первобытной стае.
Если у меня чувствительные глаза и хорошее зрение — сижу днем и высматриваю леопарда.
Острый слух — дежурю ночью.
И, выполняя свою роль, я решаю две ключевые задачи для любого человека: наслаждаюсь тем, что делаю (бессознательно, на уровне тела), и выполняю то, что могу выполнить только я, и тем самым служу своей стае.
По сути, все разговоры о поиске предназначения сводятся именно к этому: радуй своими действиями себя и приноси пользу окружающим.
Исследуя данные процессы и взаимосвязь чувствительности тела и человеческой деятельности, Виктор Толкачев открыл восемь векторов души.
Вектор — инстинктивное бессознательное восприятие мира и проявление черт характера в зависимости от чувствительной физиологической зоны.
Хорошо вижу — буду стараться создавать то, что радует глаз: красоту и любовь.
Обожаю физическую нагрузку — с малых лет буду таскать тяжелое, а повзрослею — стану трудоголиком, ведь труд — это тоже движение.
Остро ощущаю запахи или звуки — буду сторониться больших компаний, слишком уж там громко и воняет.
Все инстинкты обеспечивают выживание, именно поэтому в стрессовых или опасных ситуациях мы автоматически реагируем каким-то особым образом: кто-то плачет, кто-то кричит, кто-то бежит, а кто-то и вовсе забивается куда-то, пытаясь спастись от громких звуков.
Толкачев дал векторам физиологические названия по названию восьми органов:
— зрительный;
— оральный;
— кожный;
— мышечный;
— слуховой;
— обонятельный;
— уретральный;
— анальный.
Он разделил векторы на нижние:
анальный,
уретральный,
мышечный,
кожный
— и верхние:
зрительный,
оральный,
слуховой,
обонятельный.
Как вы, наверное, уже заметили, чувствительные зоны верхних векторов сосредоточены на голове, чувствительные зоны нижних — ниже шеи.
Но это не единственное отличие.
Нижние векторы (интересы и таланты, ими обусловленные) направлены на создание материальных благ цивилизации — без них не было бы ни домов, ни инфраструктуры, ни машин, ни покорения космоса, ни даже этого курса.
А верхние векторы обеспечивают в основном интеллектуальные, нематериальные блага: искусство, науку, юмор.
Некоторых поначалу шокирует физиологичность терминов, поэтому есть и упрощенные названия, отражающие ключевые качества характера.
И вот тут самое время поговорить о том, как формируется характер и таланты человека и что из этого постоянная величина, а что — переменная.