Урок №3
ОТСУТСТВУЮЩИЙ ОТЕЦ КАК ПРИЧИНА НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ИЕРАРХИИ
Все больше современных людей начинает задумываться о значимости фигуры отца и выбирать осознанное партнерство и родительство. Однако в результате предыдущих искажений семейного сценария становятся распространены нарушения семейной иерархии.

Фигура отца перестает выполнять свои функции, она становится дисфункциональной даже в достаточно хороших, на первый взгляд, беспроблемных семьях.
любая иерархия — это система подчинения низших высшим.
У высших больше власти, но и больше ответственности, у низших больше ограничений, но и ответственность значительно ниже.
В семейной иерархии старшинство (главенство) устанавливается в порядке появления в семье.
В здоровой, функциональной семье старшие (главные, высшие) — папа и мама, а дети — младшие (низшие), а значит, имеют меньше ответственности и привилегий, подчиняются старшим
Здоровая семейная иерархия
1
Мама
2
Папа
3
Ребенок
В результате воздействия сценария отсутствующего отца, а следовательно, недостаточной сформированного соответствующих родительских ролей в семейной иерархии современные семьи часто становятся детоцентрированными
Детоцентрированная семейная иерархия
1
Ребенок
2
Мама
3
Папа
В такой системе самыми главными являются дети.
Для них это непосильная нагрузка.

Потому что если ты самый главный, то родители тогда кто? Правильно, в этом случае они сами занимают подчиненную, детскую позицию и начинают действовать соответствующим образом.

Пример такой патернализации, когда ребенок занимает более взрослую позицию, чем его родители, можно увидеть в фильме «Вам и не снилось».

В подобной иерархической системе ребенок не чувствует, что может опираться на родителей, психологически ощущает свое сиротство, ведь родители перестают выполнять для него свои специфические отцовские и материнские функции — напитывания энергией, руководства, поддержки, установления границ, демонстрации надежности и безопасности мира.

Другая крайность детоцентрированной семейной иерархии — принцип «все лучшее — детям».

В такой системе дети становятся центром и смыслом жизни родителей, способом реализации их амбиций и отдушиной для выражения своей эмоциональной привязанности.

Кроме того, быть ребенком в современном обществе означает множество привилегий и отсутствие адекватных возрасту обязанностей, большие ограничения в естественной для разных этапов

Детоцентрированная семейная иерархия детского развития активности и высокие неестественные нагрузки — школьные, развивающие занятия, компьютер...

Гиперопека и сверхзабота, связанные со сверхважностью ребенка для родителей, душат проявления самостоятельности, не формируют навыков справляться с жизненными трудностями и нагрузками.

Быть ребенком в современном обществе выгодно, взросление означает потерю привилегий, своей главенствующей позиции царя семьи, плюс внезапные обязательства и задачи, к которым человек оказывается не готов.

Нам кажется, что инфантилизация современного общества является следствием этого процесса.

А психологически незрелые мужчины и женщины, в свою очередь, плохо справляются с задачами создания и поддержания длительных отношений, супружества и родительства.

Тем более что в современном мире необходимость партнерства мужчины и женщины уже не представляется такой очевидной, как раньше, когда от этого зависело выживание.

Все больше женщин и мужчин выбирают независимость друг от друга, которая по сути является инфантильной попыткой избежать решения проблем сотрудничества между мужчиной и женщиной.

Они появляются на приеме — красивые, умные и обеспеченные, в основном женщины (мужчины реже обращаются к психологу).

Конфликты в паре, естественные кризисы в отношениях, возникающие при сближении и завершении конфетно-букетного периода, воспринимаются ими как катастрофа, являются поводом заявить, что «мы не подходим друг другу», и отправиться на поиски кого-то «более подходящего» — того, кто будет лучше удовлетворять их потребности.

Но удовлетворять потребности — родительская функция, взрослые люди справляются с этим сами, в том числе выстраивая отношения с партнером, устанавливая границы и взаимные договоренности, соблюдая баланс между «брать» и «отдавать».

Когда я говорю об этом своим клиенткам, у них поначалу возникает непонимание: «А зачем тогда мне партнер? И что значит договариваться?! Это получатся какие-то деловые отношения, если любит — должен угадать, почувствовать, в конце концов, знать такие элементарные вещи».
РЕБЕНОК + МАМА + ПАПА
Еще одна разновидность дисфункциональной семейной иерархии — отсутствие иерархии.
В этом случае родители могут стремиться относиться к ребенку подчеркнуто на равных
РЕБЕНОК + МАМА + ПАПА
Я согласна с тем, что ребенок является уникальной личностью, которую следует уважать и особенности, мнения и предпочтения которой нужно учитывать.

Однако при преждевременном уравнивании ребенка с родителями происходит утрата последними своего важного места в системной иерархии, и ребенок, как и в случае с детоцентрированной системой иерархии, перестает чувствовать родительскую опору.

Кроме того, у малой группы, состоящей из трех человек (триады), есть особенность: она стремится к образованию коалиции — объединению двоих.

Помните: третий — лишний?

При правильной системной иерархии это коалиция родителей.
И пока ребенок занимает свое место, находясь на своей ступеньке иерархии, родителям не нужно конкурировать за его внимание и искать в нем опору и ресурс, как в равном партнере или родителе (в ситуации, когда ребенок выше).

Когда же ребенок уравнивается с родителями, в триаде появляется напряжение, и может возникать тенденция к объединению одного из родителей с ребенком или перетягивание его каждым из родителей на свою сторону.
МАМА + РЕБЕНОК + ПАПА
Коалиция «мама + ребенок» в семейной триаде
МАМА + РЕБЕНОК + ПАПА
Коалиция «ребенок + папа» в семейной триаде
Особенно выраженным этот процесс может стать, если в супружеских отношениях существуют сложности, конфликты или кризис — а в совместной жизни такие ситуации неизбежны.
В коалиции с родителем, не важно, папой или мамой, ребенок может даже психологически замещать взрослого партнера
МАМА + ПАПА + РЕБЕНОК
Замещение ребенком отца в коалиции «ребенок + мама»
ПАПА + РЕБЕНОК + МАМА
Замещение ребенком мамы в коалиции «ребенок + папа»
Многие мои клиенты вспоминают, как им приходилось выполнять функцию буфера между папой и мамой — мирить их, когда те ссорились;

как мама подсылала их к папе с какой-либо просьбой:
«уж тебе-то папа не откажет»;


как папа просил не рассказывать маме какие-то подробности, делал ребенка хранителем своих секретов, часто небезобидных;

как мальчику говорили, что теперь он в семье «за главного мужчину» после ухода отца;


как мать делилась с девочкой своими взрослыми проблемами, делая из нее подружку и нагружая совсем не детской ответственностью;


как они не могли попросить поддержки, рассказать о своих собственных проблемах, даже попадая в затруднительные ситуации, ведь «мама будет волноваться еще и из-за меня».


Все это — перекосы детско-родительской иерархии, когда ребенок теряет родителей психологически, «усыновляет» их или уравнивается с ними.

Так появляются предпосылки для продолжения сценария отсутствующего отца на новый лад.

Снижению отцовского статуса часто способствует и отношение мамы.

Ведь именно мамино восприятие окружающего мира (в том числе и мужа) усваивается ребенком, начиная с внутриутробного периода.

А значит, является для него непреложной истиной: как мама относится к папе, так, скорее всего, и ребенок будет его воспринимать.

Вспомните, к примеру, расхожую фразу «у женщины всегда на одного ребенка больше».

В этом случае семейная иерархия тоже становится дисфункциональной
МАМА - ПАПА + РЕБЕНОК
Доминирующая позиция мамы в семейной триаде
Похожее нарушение происходит, если для женщины ребенок важнее, чем супруг .

С точки зрения семейной иерархии это крайне вредная позиция, приводящая к тому, что даже при наличии хороших отношений в семье ребенок может испытывать дефицит контакта с отцовской фигурой, вернее — дефицит его специфических отцовских функций, которые можно выполнять, только находясь в родительской роли.

То есть вроде папа и есть, но какой-то «слабенький», «не такой»...

Неуважение женщиной мужа приводит к тому, что и ребенок начинает пренебрежительно относиться к папе и уже не может опираться на его родительский авторитет, присваивать ресурс отцовской энергии.

Зачастую папы сами соглашаются на такую роль, подгрывая маме. Впрочем, даже если не соглашаются, оценка супруга мамой для ребенка является своеобразным фильтром, искажающим его собственные впечатления и опыт
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ:


В семье у Ларисы папа считается неудачником: в годы перестройки не сумел пробиться в бизнесе, да и по специальности карьера не сложилась так успешно, как у иных его коллег.

Лариса с нежностью и теплотой вспоминает, как папа терпеливо занимался с ней музыкой, как они вместе слушали пластинки, ходили на концерты.

В то же время она как будто стесняется своей любви к музыке, как и этой нежности к отцу: тут же, спохватившись, начинает говорить о нем в привычном пренебрежительном тоне, прочно усвоенном от мамы и бабушки.

У Ларисы затруднение с выбором партнера: мужчины мягкие и спокойные вызывают у нее презрение, а напористые и успешные пугают и отталкивают своей «бесчувственностью».
Психологическими последствиями отсутствия опыта взаимодействия с отцовской фигурой стало воспроизведение сценария отсутствующего отца в разных вариациях:
от фактического отсутствия в неполных семьях до психологического исключения отцов из контакта с ребенком (работа, алкоголь, телевизор).

Причем женщины способствуют поддержанию этого сценария, возникают женские кланы, в которых присутствие мужчины сведено к минимальному.

С одной стороны, важность участия мужчины в жизни семьи и отца в воспитании ребенка признается, но вследствие искажений системной семейной иерархии и, опять-таки, недополученного опыта взаимодействия с сильной, хорошей отцовской фигурой современным отцам сложно выполнять свои функции.

Поэтому отцовское место в семейной системе остается размытым, не насыщенным отцовской энергией.

В результате мужчины и женщины испытывают сложности в построении отношений, а также в других областях своей жизни, связанных со специфическими функциями отца, речь о которых пойдет в следующем уроке.
Задание:
Напишите, как вы поняли, как влияет на девочку отношение к отцу?